Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

ЗДАНИЕ И ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА

ДОУ находится в здании, построенном по типовому проекту. Учебные помещения расположены в 2-х-этажном кирпичном здании, 1989 года постройки. Здание рассчитано по проекту на 7 групп, 160 детей. Общая площадь всех помещений — 1980 м2.

Здание имеет центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, канализацию, рационально оборудованные групповые комнаты.

Территория ДОУ ограждена забором из профнастила поделена на зоны:

- зона застройки (расположено типовое здание детского сада);

- игровая территория (включает в себя 8 прогулочных участков, спортивную площадку);

- хозяйственная зона.

На прогулочных участках в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда (спортивные постройки, домики, песочницы, карусели, качели, горки для проявления свободной познавательной, речевой, двигательной, творческой активности детей).

На территории ДОУ имеются 4 цветника, которые способствуют трудовому воспитанию дошкольников. Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3648-20.

Поскольку наше дошкольное образовательное учреждение  - детский сад комбинированного вида, то одной из основных его задач является обеспечение коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), оказание им квалифицированной  помощи в освоении программы. Для  реализации этой задачи в ДОУ созданы  группы компенсирующей направленности «Непоседы» для детей с ЗПР и  «Капельки» для детей-инвалидов.

Более подробно о создании условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ представлено на странице "Доступная среда"

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Основным местом для организации образовательного процесса с детьми является групповая ячейка, включающее: групповую комнату для игр и занятий (игровую), раздевалку (приёмную), буфетную, спальню, туалетную. В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кровать, стул, шкаф для одежды и др. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей.

В группах созданы все необходимые условия для организации образовательного процесса, для психологически-эмоционального благополучия и комфорта детей. Оборудование помещений безопасно, эстетически привлекательно, носит развивающий характер. Мебель подбирается в соответствии с ростом и возрастом детей.

Предметно-пространственная среда для детей организуется в соответствии с возрастными закономерностями развития детей и их интересами таким образом, чтобы дать возможность проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

Развивающая предметно-пространственная среда групп соответствует требованиям ФГОС ДО (содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна), отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей и способствует реализации всех видов детской деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда в групповых помещениях  обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство всех групповых помещений  разделено на центры, оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.):

1. Центр речевой, познавательной, социально-коммуникативной активности (библиотека, магазин книги, парикмахерская, театр, дом и др.);

2. Центр двигательной активности;

3. Познавательно-исследовательский центр;

4. Центр природы (дидактические материалы: растения, животные, материалы для наблюдениями за изменениями в природе, мини-музей);

5. Игровой центр (конструирования, дидактических игр и др.);

6. Уголок для уединения;

7. Музыкальный центр;

8. Центр краеведения;

9. Центр безопасности.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя виды деятельности, чередовать их в течение дня, а педагогическому работнику дает возможность эффективно организовывать непрерывную образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием непрерывной образовательной деятельности,  а так же вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

         Кликайте по картинкам

                                  

       

           

                                                                         

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

В учреждении оборудованы учебные кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Кабинеты учителя-дефектолога и логопеда оснащены необходимой для практических занятий мебелью, пособиями. В кабинете проходят практические коррекционно-развивающие занятия с детьми, проводится диагностика их развития. А так же учителя проводит консультации для педагогов и родителей образовательного учреждения.

В ДОУ в наличии 1 музыкальный зал, совмещенный со спортивным, расположенный на 2-м этаже. Зал предназначен для проведения утренней зарядки, двигательных и музыкальных видов деятельности, спортивных и музыкальных досугов, развлечений, праздников; проведения семинаров, педагогических советов, родительских и общих собраний работников МБДОУ. Пространство музыкально-спортивного зала позволяет не ограничивать детей в движении и достигать высокой двигательной активности.

Музыкально-спортивный зал привлекает воспитанников ДОУ своим нарядным оформлением. В нем созданы все необходимые условия для развития музыкальных, творческих и физических способностей детей. 
Зал оснащен современным оборудованием: телевизор, ноутбук , фортепианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Зал оборудован стеллажами со спортивным инвентарём, скамейками, шведской стеной. 
Более подробно отражено в Паспорте оснащенности музыкально-спортивного зала

Музыкальный зал имеет два выхода.

Наличие оборудованных библиотек

В детском саду предусмотрено библиотечно-информационное обеспечение, необходимое для организации всех форм образовательной деятельности с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников. Специально выделенного помещения под библиотеку нет.​ Библиотечный фонд детского сада находится в кабинете старшего воспитателя и составляет:

*Детская художественная, энциклопедическая литература - 75 экз.. Содержание соответствует требованиям Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

*Педагогическая и методическая литература - 400 экз..  Содержание соответствует всем направлениям учебно-воспитательного процесса.

*Большая часть методической литературы в начале учебного года распределяется  по всем  возрастным группам, в конце года сдается в методический кабинет.

*Библиотека журналов «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Обруч», «Управление ДОУ», «Музыкальный руководитель» и пр., в том числе в электронном виде.

*Дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал содержит более 300 наименований. 

Также в каждой группе имеется центр развития "Книжкин уголок". Дети используют книги и материалы для решения игровых, познавательно-исследовательских, проектных задач и пр. Таким образом, знания, почерпнутые в книгах, увязываются с другими областями содержания образования (напр., с познанием окружающего мира, искусства).

База данных электронного каталога имеется и содержит около 1000 наименований.

Использование библиотечно-информационного обеспечения регламентировано (предусмотрен порядок работы).

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения - это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В детском саду используются следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, микроскоп, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учёт дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ИОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет, но есть оборудованные рабочие места в кабинетах заведующего, старшего воспитателя, медицинской сестры, музыкального руководителя,  учителя-дефектолога и в группах общеразвивающей направленности "Ладушки", "Веселые звоночки" и группе  компенсирующей направленности "Капельки".

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Детский сад имеет электронный почтовый ящик.

Видеоуроки для детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста 

(выберите категорию "Дошкольное образование")

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.

Для реализации образовательной программы в детском саду создана медиатека, насчитывающая более 500 видов электронных образовательных ресурсов (мультимедийные презентации, клипы, видеофильмы и т.д.), к которым обеспечивается доступ обучающихся на занятиях с использованием ноутбука и проектора. Разработанные педагогами презентации используются при проведении родительских собраний, педсоветов, семинаров, праздников, в непосредственно образовательной деятельности с детьми.

ЭОР используются при изучении нового материала, при закреплении, обобщении в различных видах детской деятельности. Мультимедийные презентации воздействуют на аудио-видео - визуальные каналы восприятия детей. Сочетание в презентации разных моделей действий помогает детям сконцентрировать свое внимание на изучаемом объекте, что способствует лучшему закреплению материала и поддержанию интереса. А также способствует становлению субъектной позиции ребёнка в деятельности и общении.

Педагоги создают собственные электронные образовательные ресурсы. Они являются авторами мультимедийных пособий: презентаций, фильмов, интерактивных игр по всем образовательным областям. Так старшим воспитателем разработаны интерактивные развивающие игры, 2 из которых отмечены в конкурсах на областном уровне (2010, 2014г.) Данные игры используются в практике педагогов детского сада и района.

Педагогами созданы:

- электронные методические копилки по темам: «Взаимодействие с семьями детей», «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Диагностика образовательного процесса», «Педсоветы», «Планирование образовательной деятельности», конспекты НОД по образовательным областям и др.;

- электронная библиотека фото-видеоматериалов из жизни детского сада, используемая  при проведении родительских собраний, праздников, педсоветов, семинаров, данные материалы помещаются на сайт детского сада;

- электронная библиотека книг по педагогике, психологии, журналов по дошкольному образованию;

- электронные картотеки сюжетно-ролевых игр, прогулок на разный период года, различных гимнастик;

Ведется электронный мониторинг посещаемости детей по группам, мониторинг освоения программы, мониторинг здоровья детей.

 Педагоги имеют личные авторские сайты (https://gnomsov.jimdofree.com/) или блоки на разных порталах, таких как:   https://www.maam.ru/,  https://almanahpedagoga.ru/,  twirpx.org  и многих  других, на котором размещают свои публикации (лекция для родителей от 1, 5 до 3 лет  «Адаптация детей к детскому саду», памятка для родителей «Что следует предпринять родителям за год до поступления ребенка в школу», «Компьютер: за и против» и т.п., размещено 15 публикаций).

В работе с детьми при использовании ЭОР соблюдаются требования СанПиНа по работе с компьютерной техникой (проветривание кабинета, влажная уборка до занятия и после, длительность, смена форм организации деятельности, упражнения для глаз на снятие зрительного напряжения).

С целью повышения самообразования педагоги использует электронные версии методической литературы,  периодических изданий (журналы «Дошкольное образование», «Практика управления ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Детский сад будущего»).

Педагоги обеспечивает систематическое пополнение коллекций собственным материалом, а также путем скачивания в сети Интернет.

Для родителей, обучающихся и педагогов используются сторонние образовательные ресурсы: 
 

    

 

 

 

Каталог образовательных ресурсов для педагогов, родителей, детей

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

Наличие оборудованных объектов спорта

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie