Доступная среда
Наше дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида, в связи с чем, одной из основных его задач является обеспечение коррекции нарушения развития детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), оказание им квалифицированной помощи в освоении программы. Для реализации этой задачи в ДОУ созданы группы компенсирующей направленности: группа «Непоседы» для детей с ОВЗ и группа «Капельки» для детей-инвалидов.
С целью обеспечения доступности для инвалидов в детском саду разработан "Паспорт доступности".
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Развивающая предметно-пространственная среда в группах организована в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материально-техническое обеспечение воспитательно - образовательного процесса по освоению адаптированной образовательной программы дошкольного образования ориентировано на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной детской деятельности, эффективную и безопасную организацию совместной деятельности педагогов и детей и самостоятельной деятельности детей.
Для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья оборудованы групповые ячейки для детей дошкольного возраста- детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Раздевальная комната оборудована шкафами для одежды и принадлежностей воспитанников (по числу воспитанников группы), скамейками для раздевания, шкафом для сотрудников.
- Групповые комнаты оборудована столами, стульями по количеству детей, стеллажами, оснащены средствами обучения и воспитания для развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья, стационарными кроватями по количеству воспитанников, шкафами для хранения методических пособий, письменным столом для сотрудников.
- Туалетные комнаты делятся на два отдельных помещения: умывальная зона и санузел. В умывальной зоне расположена умывальная раковина для сотрудников, умывальные раковины для воспитанников, шкаф-стенд для полотенец и других туалетных принадлежностей, душевой поддон, шкаф для уборочного инвентаря. В зоне санузлов расположены унитазы для воспитанников с перегородками-экранами. Буфетная комната с мойками, шкафами для посуды и столом для накрывания
В каждой возрастной группе созданы Центры активности. Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей.
Структура образовательного процесса в компенсирующих группах предусматривает те же составляющие, что и в обычной группе: совместную деятельность взрослого с детьми, самостоятельную деятельность дошкольников и взаимодействие с семьей.
Воспитатели групп компенсирующей направленности организуют НОД с детьми в соответствии с ФГОС, образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, художественной, чтение, продуктивной, познавательно-исследовательской.
Непосредственно образовательная деятельность специалистов (учитель-логопед, учитель - дефектолог) с детьми организуется в форме занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), что соответствует специфике работы данных групп. При планировании образовательного процесса учитывается баланс между спокойными и активными видами непосредственно образовательной деятельности, между занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах. В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. Используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.
Для формирования и развития основных психических процессов, сенсорики, мелкой моторики, творческого потенциала ребенка, педагоги используют развивающие игры Воскобовича, Монтессори, самодельные пособия, такие как лепбук, бизиборд и т.д.
Объекты для проведения практических занятий
В учреждении оборудованы учебные кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога и другие помещения, которые позволяют организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
* кабинеты логопеда и дефектолога, которые оснащёны столами, стульями по количеству детей в подгруппе, стеллажами, настенным зеркалом для индивидуальной работы с освещением. Они оснащены средствами обучения и воспитания для развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В кабинете проходят практические коррекционно-развивающие занятия с детьми, проводится диагностика их развития. А так же учителя проводит консультации для педагогов и родителей.
Паспорт оснащенности логопедического и дефектологического кабинета группы "Непоседы"
Паспорт оснащенности логопедического кабинета группы "Капельки"
* совмещенный музыкально-физкультурный зал. Зал оснащен современным оборудованием: телевизор, ноутбук , фортепианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Зал оборудован стеллажами со спортивным инвентарём, скамейками, шведской стеной.
Библиотека
В детском саду предусмотрено библиотечно-информационное обеспечение, необходимое для организации всех форм образовательной деятельности с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы воспитанников. Специально выделенного помещения под библиотеку нет. Библиотечный фонд детского сада находится в кабинете старшего воспитателя и составляет:
*Детская художественная, энциклопедическая литература - 75 экз.. Содержание соответствует требованиям Основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
*Педагогическая и методическая литература - 400 экз.. Содержание соответствует всем направлениям учебно-воспитательного процесса.
*Большая часть методической литературы в начале учебного года распределяется по всем возрастным группам, в конце года сдается в методический кабинет.
*Библиотека журналов «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Обруч», «Управление ДОУ», «Музыкальный руководитель» и пр., в том числе в электронном виде.
*Дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал содержит более 300 наименований.
Также в каждой группе имеется центр развития "Книжкин уголок". Дети используют книги и материалы для решения игровых, познавательно-исследовательских, проектных задач и пр. Таким образом, знания, почерпнутые в книгах, увязываются с другими областями содержания образования (напр., с познанием окружающего мира, искусства).
База данных электронного каталога имеется и содержит около 1000 наименований.
Использование библиотечно-информационного обеспечения регламентировано (предусмотрен порядок работы).
Средства обучения и воспитания
Детский сад оснащён средствами обучения и воспитания (игрушки, дидактические материалы, оборудование и инвентарь) для реализации основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО), учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, охраны и укрепления их здоровья, коррекции недостатков развития.
Подбор средств осуществлён по пяти образовательным областям: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания обеспечивают разные виды детской деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную, музыкальную, познавательно – исследовательскую и т.д. Дидактический и наглядный материал в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья подбирается в соответствии с требованиями к коррекции недостатков развития.
Методические материалы и средства обучения и воспитания, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
![]() |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС, с УО и дети-инвалиды. Поэтому функциональная задача образовательной организации — найти способы решения, обеспечить «безбарьерную среду».
В настоящее время проход в здание условно доступен для некоторых категорий инвалидов.
ДОУ функционирует с 1989 года, поэтому конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
На входе имеется звонок. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световыми табло «Выход». При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в соответствии с рекомендациями медицинских специалистов. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам, подход к оборудованию беспрепятственный. Развивающая предметно-пространственная среда приспособлена для использования отдельными категориями инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья. При организации образовательной деятельности для ребенка-инвалида созданы равные условия с другими детьми, путем проведения индивидуальной работы.
Специальные условия питания
ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. При наличии подтверждающих медицинских документов осуществляется коррекция питания, замена блюд
Более подробно о питании смотрите ЗДЕСЬ
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой и также КОГБУЗ "Советская ЦРБ" в соответствии с договором.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Детский сад осуществляет бесплатное медицинское обслуживание ребенка: проводятся лечебно-профилактические мероприятия (углубленный медосмотр 1 раз в год, вакцинация), оздоровительные мероприятия (витаминизация, закаливание), санитарно-гигиенические мероприятия (ежедневный осмотр детей на педикулез, чистоту кожных покровов).
В детском саду разработана система физкультурно-оздоровительной работы. Более подробную информацию смотрите ЗДЕСЬ
Доступ к информационным системам
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен педагогам. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет, но есть оборудованные рабочие места в кабинетах заведующего, старшего воспитателя, медицинской сестры, музыкального руководителя и в группах общеразвивающей направленности "Ладушки" и "Веселые звоночки".
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада, социальному паблику ВКонтакте. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Детский сад имеет электронный почтовый ящик.
Видеоуроки для детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста
(выберите категорию "Дошкольное образование")
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для самостоятельного использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют. Но совместно и под руководством педагогов могут использоваться на занятиях.
Сторонние и собственно разработанные электронные образовательных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам используются в форме мультимедийных презентаций, в форме электронных документов (конспекты НОД, планирование образовательной деятельности, сценарии развлечений, праздников и т.д.)
Имеется база данных электронного каталога в компьютере старшего воспитателя, на электронных носителях у педагогов.
Более подробную информацию смотрите ЗДЕСЬ
Специальные технические средства обучения
В дошкольном учреждении имеются средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития, детей с умственной отсталостью. Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники, проектора и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Гномик» отсутствуют